В этой заметке хочу рассказать об одной из важных процедур в обслуживание моторов BMW n46/42 и подобных с системой управления распределительными валами VANOS.
Речь пойдет о промывки электромагнитных клапанов системы VANOS. Сами клапана закреплены на головке блока цилиндров и соединены с исполнительным механизмом VANOS через масляные каналы в головке блока цилиндров и распределительных валах. Т.к. исполнительный механизм VANOS приводит в действие давление масла, регулируемое электромагнитным клапаном, следовательно пропускная способность масляных каналов самого клапана имеет не малое значение в работе всей системы VANOS. Электромагнитный клапан системы VANOS представляет собой четырехходовый трехпозиционный пропорциональный клапан, каналы которого со временем забиваются масляным нагаром.
Приступим к промывке:
- Даем мотору немного остыть и откручиваем электромагнитные клапана. Держат их металлические скобы. Клапана выходят с головки не очень охотно, поэтому аккуратно поддеваем плоской отверткой. Рабочее состояние клапана можно оценить потрусив его. В чистом и исправном клапане будет слышен легкий металлический стук внутри. Подробнее о диагностике в видео чуть ниже.

2. Подготавливаем емкость и опускаем в нее снятые клапана.

3. Заливаем чистящим раствором, таким образом чтобы верхняя часть клапанов и особенно контактная группа оставались вне раствора. Для чистящего раствора подойдет любой сольвент. Я использовал Очиститель бензиновых систем Benzin System Reiniger фирмы Liqui Moly. Оставляем киснуть минут на 20.
4. Берем блок питания на 12В не менее 1А и подключаем его по очереди к клапанам, тем самым давая им напряжение для открытия. Подачу питания на клапан следует проводить кратковременно и раз 10 на каждый клапан. Я определяю момент «хватит» по меняющемуся звуку работы клапан и выходящему с него воздуху. Когда звук стал глухим и пузырьки воздуха с клапана вышли значит останавливаемся и оставляем клапана еще минут на 10 киснуть. Так повторяем несколько раз до достижения положительного результата.
5. По завершению процедуры промывки клапанов, даем клапан просохнуть от моющего раствора и ставим обратно, предварительно заменив уплотнительные кольца.

О результат можно судить не только по легкому звуку внутри клапана, но и по состоянию моющего раствора:


Катаемся и километров через 100 начинаем чувствовать разницу в работе системы VANOS. При исправных исполнительных механизмов машина становится отзывчивей на педальку газа.